Посольство Российской Федерации во Франции
Телефон посольства: +33.1.45.04.05.50
Телефон консульского отдела: +33.1.45.04.05.01
/При возникновении ЧП: +33 1 45 04 61 23

Минские соглашения, формула Штайнмайера… Донбасс спустя год после Парижского саммита.

Коммюнике Посольства России во Франции
Париж, 3 декабря 2020 г.

Парижские итоги

«Совместно согласованные итоги» Парижского саммита 9 декабря 2019 г. состояли из двух разделов – «незамедлительные меры по стабилизации ситуации в зоне конфликта» и «меры по выполнению политических положений минских соглашений» – и содержали восемь конкретных шагов:

1)         Полная и всеобъемлющая реализация режима прекращения огня до конца 2019 года;

2)         Разработка и реализация обновленного плана разминирования на основе решения Трёхсторонней контактной группы;

3)         Достижение соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы по трём дополнительным участкам разведения сил и средств;

4)         Освобождение и обмен связанных с конфликтом удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех»;

5)         Достижение соглашения в рамках Трехсторонней контактной группы, в течение 30 дней, по новым пунктам перехода вдоль линии соприкосновения, в первую очередь на основе гуманитарных критериев;

6)         Специальная мониторинговая миссия (СММ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на Украине (ОБСЕ) должна иметь безопасный и надежный доступ на всей территории Украины для полноценного выполнения своего мандата;

7)         Согласование в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе всех правовых аспектов особого порядка местного самоуправления – особого статуса Отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

8)         Интеграция «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство в соответствии с версией, согласованной в «Нормандском формате» и Трёхсторонней контактной группе.

Выполнение этих мер планировалось к апрелю 2020 г.
Однако за прошедший год удалось реализовать только два, да и то частично.

 Ситуация в настоящий момент

29 декабря 2019 г. Киев и Донбасс в присутствии Международного комитета Красного креста провели обмен 200 удерживаемых лиц. Еще 34 человека смогли вернуться домой 16 апреля 2020 г. В дальнейшем эта практика была «заморожена». Более того, украинская сторона до сих пор не сняла судимости с части освобожденных, что противоречит Минскому комплексу мер.

Несмотря на противодействие Киева, 22 июля 2020 г. контактная группа одобрила «меры по усилению режима прекращения огня». Они включают в себя запрет на наступательные действия, разведывательно-диверсионные операции, использование любых летательных аппаратов, применение любого вида огня. Хотя в целом данные договоренности соблюдаются, СММ ОБСЕ зафиксировала порядка 1600 выстрелов с августа по октябрь 2020 г.

Остальные шесть решений Парижского саммита остаются невыполненными. Ответственность за это лежит на Украине, поскольку Киев уклоняется от согласования всех правовых аспектов особого статуса Донбасса. «Формула Штайнмайера», которая предусматривает вступление в силу закона об особом статусе в день проведения местных выборов так и не была имплементирована в украинское законодательство.

В настоящее время в контактной группе обсуждается четыре участка разведения сил и средств на линии соприкосновения. По-прежнему остаются несогласованными зоны разминирования: на столе переговоров находятся координаты 19 участков.

Несмотря на заявления президента Зеленского, ни один пункт пропуска на линии соприкосновения у населенных пунктов «Счастье» и «Золотое» не был открыт в соответствии с достигнутыми между сторонами договоренностями. В своем выступлении президент Зеленский осознанно солгал, поскольку причины, по которым республики Донбасса отказались открыть все пункты пропуска хорошо известны:

1) Пункт пропуска у н.п. "Счастье", который призван восстановить сообщение между ЛНР и Украиной, не был должным образом подготовлен украинской стороной к проезду легковых и грузовых автомобилей, как это было предусмотрено. Более того, украинские власти отказываются принимать необходимые меры. Главная цель нового пропускного пункта – дать возможность жителям ЛНР перемещаться на Украину на автомобиле, что через единственный открытый пропускной пункт в Станице Луганской в настоящее время невозможно. Тем не менее, 10 ноября президент Зеленский публично объявил об открытии всех пунктов пересечения границы на Донбассе, прекрасно понимая, что они будут закрыты со стороны ЛНР и ДНР и сознательно обрекая гражданских лиц на напрасное ожидание на холоде.

2) Украина ежедневно бьет рекорды по количеству зараженных коронавирусом, уже пройдена отметка в 500 тыс. заболевших и 10 тыс. смертей, что побудило власти вновь ввести ограничительные меры вплоть до закрытия части магазинов. Требовать, чтобы республики Донбасса открыли проход для тысяч потенциально инфицированных людей, выглядит в этой ситуации крайне провокационно.

Негативную роль сыграло постановление Верховной рады от 15 июля с.г. о проведении местных выборов 25 октября с.г., которое заблокировало работу контактной группы. Украинские парламентарии назначили голосование на всей территории Украины, кроме Донецкой и Луганской областей, где выборы будут разрешены только после восстановления полного контроля Киева над Донбассом, что противоречит «комплексу мер».

Дискриминационная политика Киева в отношении русскоязычных граждан Украины нарушает целый ряд международных документов, включая Конвенцию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и Европейскую хартию региональных языков. 

Украинские политики сознательно продолжают вольно интерпретировать порядок выполнения мер, предусмотренных Минскими соглашениями. Так, восстановление украинского контроля над границей с Россией – последний их пункт, который может быть реализован только после вступления в силу закона об особом статусе Донбасса и проведения там местных выборов. Более того, киевские власти систематически пытаются принизить важность переговоров в Контактной группе. Киев отказывается от прямого диалога с Донбассом, что противоречит как букве, так и духу минских мер. Таким образом, созыв нового саммита в «Нормандском формате» нецелесообразен до тех пор, пока не будут выполнены решения Парижского саммита 2019 года.

Потери среди мирного населения: тематический отчет ОБСЕ

За период с начала 2017 г. по сентябрь 2020 г. по данным Специальной мониторинговой миссии (СММ) Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в ЛНР и ДНР пострадали почти в три раза больше мирных жителей, чем на территориях Донбасса, подконтрольных Вооруженным силам Украины (ВСУ). По жертвам обстрелов разница еще больше.

9 ноября 2020 г. был опубликован тематический доклад СММ о жертвах среди мирных жителей Донбасса в результате конфликта. Документ охватывает период с начала 2017 г. до 15 сентября с.г. и продолжает статистику предыдущего аналогичного доклада, вышедшего в 2017 г. с данными за 2016 г.

За весь отчетный период зафиксированы 946 жертв среди гражданского населения, среди которых не менее 100 – дети. Погиб 161 человек. В эти показатели входят все подтвержденные миссией факты гибели и ранения мирных жителей, напрямую связанные с боевыми действиями.

Географическая разбивка подводит к однозначным выводам – ВСУ ответственны за подавляющее большинство инцидентов. В Донецкой области СММ подтвердила 750 жертв (из них в ДНР – 513, на подконтрольной ВСУ территории – 223, в «серой зоне» – 14). В Луганской области – 196 жертв (из них в ЛНР – 144, на подконтрольной ВСУ территории – 47, в «серой зоне» – 5). Наиболее показательной является статистика по последствиям обстрелов – 459 гражданских жертв в ЛДНР против 157 на подконтрольной ВСУ территории.

Действующие с 27 июля с.г. меры по укреплению Режима прекращения огня (РПО) свели к минимуму поражения мирных жителей от обстрелов. Однако угроза жизни и здоровью людей от мин и неразорвавшихся боеприпасов остается высокой. СММ акцентирует важность поддержания устойчивого РПО, а также форсирования работы в Контактной группе (КГ) по разминированию.

Упомянутый доклад рельефно показывает чрезвычайно высокую цену, которую мирное население Донбасса продолжает платить за военную операцию Киева на востоке Украины.  В этих условиях так называемые «повстанцы» со всей очевидностью выглядят обороняющимися, а не «агрессорами».

*  *  *

По мнению украинского вице-премьера Алексея Резника, Донбасс – «ментально больная» территория. Киевские функционеры уже не скрывают истинного отношения к жителям региона, где Киев продолжает линию на военное устрашение и запугивание донбассцев на фоне псевдомиролюбивой риторики президента Зеленского.