Посольство Российской Федерации во Франции
Телефон посольства: +33.1.45.04.05.50
Телефон консульского отдела: +33.1.45.04.05.01
/При возникновении ЧП: +33 1 45 04 61 23
24 сентября

Ольга Любимова, Министр культуры России: «Коллекция братьев Морозовых вызвала у меня живой отклик»

Интервью Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой французской газете «Ле Фигаро»

Ольга Любимова занимает пост министра культуры Российской Федерации в правительстве премьер-министра Михаила Мишустина с 21 января 2020 года. Она – самый молодой министр в России, ей 40 лет. Соотечественники считают ее «интеллектуальной и замкнутой».

– Насколько хорошо вы знаете эту «Морозовскую коллекцию», разделенную между Пушкинским музеем в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге?

– Музеи, которые представляют эту выставку сегодня в Париже - Пушкинский музей, Эрмитаж и Третьяковская галерея - уникальные культурные опоры нашей страны, которые должен посетить каждый. Братья Морозовы, меценаты и частные коллекционеры, работавшие до Октябрьской революции, обладали исключительным вкусом. Эта коллекция включает около 400 картин русских художников - Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Петра Кончаловского и Михаила Врубеля, а также около 250 выдающихся картин зарубежных художников - Сезанна, Матисса, Мане, Моне, Гогена. В Париже мы сможем увидеть только часть этих картин. Эта коллекция меня трогает. Я очень близка с братьями Михалковыми (режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский), которые являются правнуками художника Петра Кончаловского. Наши семьи дружат. Художник Серов написал портрет моего прадеда, актера.

– Вы видели выставку «Коллекция Щукина» в Париже в 2016-2017 годах? Вы видели в Пушкинском музее в 2019 году экспозицию, которая ознаменовала «возвращение блудного сына»?

– Я видела выставку в Москве, где, как и в Париже, она имела огромный успех: перед билетными кассами выстроились длинные очереди. Это свидетельствует об огромном интересе, который вызвали эти коллекции как в Москве, так и в Париже.

– Во время учёбы в университете вы работали в информационном агентстве Русской Православной Церкви. Морозов и Щукин были старообрядцами. Это как-то отразилось на их коллекциях?

– Руководство министерством никак не повлияло на мои духовные воззрения. Мы продолжаем работать с официальной Русской Православной Церковью и с Церковью старообрядцев. Раскол между ними произошел в 1666 году, и эта цифра, как считалось в те времена, знаменует конец света. Мы работаем над реставрацией сказочных церквей этих старообрядцев и организуем выставку старинных икон. Щукина и Морозова можно назвать европейцами, коллекционерами большого вкуса и с солидной подготовкой. Но я не думаю, что их вера каким-либо образом повлияла на их коллекцию или их художественный вкус.

– В русской литературе широта и щедрость души часто являются одним из главных качеств. Коллекции Щукина и Морозовых - демонстрация этого. Вы находите их очень русскими?

– Третьяковская галерея тоже очень богата. Есть также много частных собраний, например, у художника Ильи Ивановича Машкова в Михайловской-на-Дону (под Волгоградом). Другое собрание в Севастополе. В характере этих русских был энтузиазм, а это означало, что, взявшись за меценатсво, они никогда не останавливались. Эта традиция коллекционирования произведений искусства пришла непосредственно из императорской семьи. Теперь ее продолжают в современной России. Русские императрицы славились своими коллекциями фарфора, русской и зарубежной живописи, начиная с эрмитажных. Одна из самых великолепных коллекций яиц Фаберже сегодня находится в музее в московском Кремле.

– Коллекции Щукина и Морозовых раскрыли публике современное французское искусство. На выставке «Коллекция Морозовых» в Фонде Луи Виттон представлены семнадцать русских и тридцать французских художников. Что дает зрителю это сопоставление?

– Многие императорские коллекции также находятся во дворце в Санкт-Петербурге и вокруг Санкт-Петербурга: есть подарки от французских королей, целого ряда Людовиков и даже Наполеона, ткани, фарфор и многое другое. Здесь мы также проявляем взаимное любопытство. Коллекции Морозовых и Щукина - новый исторический этап в этих обменах между Францией и Россией. Мы видим, с каким интересом и уважением к французскому искусству относились российские коллекционеры. Это также было очень модно. В современной России традиция продолжается: частные коллекционеры стремятся сохранить наше наследие в современном искусстве. Я надеюсь, что будущее позволит нам продолжить это слияние и даст нам другие возможности проводить совместные выставки.

– Организация этих двух выставок в Фонде Луи Виттон потребовали большой дипломатии в сфере культуры. Считаете ли вы, что культура играет роль «мягкой силы» сегодня, когда внешняя политика отчуждает страны?

– Диалог между Францией и Россией приобрел особый статус. Мы с радостью возвращаемся к реальной жизни, вне Интернета и онлайн-разговоров. Музеи вызывают огромный общественный интерес. Мы скучали по музеям. В 2022 году состоится музейный саммит «Франко-российский диалог музеев». Он очень важен, потому что не так много стран, как Франция и Россия, с таким количеством сопоставимых институтов высокого уровня. Для нас важно поддерживать этот диалог. Наш французский партнер нам очень помогает. 16 сентября в Музеях Кремля открылась его выставка «Франция и Россия: десять веков вместе», на которой представлено более 200 исторических произведений, свидетельствующих об этих глубоких отношениях. Эта замечательная история также состоит из личных историй. Моя бабушка была балериной в Большом театре. Однажды в Москву приехал Жерар Филип и отправился поблагодарить балерин за их спектакль. И балерины в свою очередь благодарили его за все, что он делал для кинематографа. Моя бабушка, моя мама и я сама были влюблены в Жерара Филиппа! Еще пример. У нас был исключительный год на Каннском кинофестивале 2021 года: мы получили три награды! Это огромная радость, имеющая большое значение для нашей киноиндустрии. Мы с нетерпением ожидаем отмеченных премиями деятелей кино, как олимпийских чемпионов.

– Какова роль, сфера деятельности и средства министра культуры в России сегодня?

– Когда в стране 146 миллионов жителей, мы можем сказать, что деятелей культуры – целая армия. Только в в Москве работает 8000 работников культуры. 126 000 молодых волонтеров помогают нам в проведении культурных мероприятий, мы называем их «нашей маленькой армией». Наши цели очень разнообразны, от библиотек - до старинных дворцов. Наша страна состоит из очень разных регионов с самыми разнообразными проблемами. Конечно, есть великолепные театры, Большой, Мариинский, большие музеи, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский музей. Но наиболее сложными и не менее важными являются дома культуры, небольшие театры в отдаленных регионах, которые сильно пострадали от пандемии. Именно здесь мы должны действовать, прежде чем вернуться на большие столичные премьеры.

– Какая картина вам больше всего близка с самого детства?

– Когда я была маленькой, дома у нас были каталоги из Государственной Третьяковской галереи. Это были качественные издания. И когда я сегодня хожу в Третьяковку, все перекликается с моим детством.

– Что бы вы отметили в литературе?

– В России говорят, что любящие Достоевского не могут любить Толстого. Но любовь к писателям с возрастом меняется. Когда я была маленькой, мне нравились Толстой и Пушкин - самый игривый из поэтов, но мне не нравился Чехов, и мне было трудно читать Достоевского. Сегодня мне очень нравятся работы двух последних авторов.

– А в кино?

– Мое детство прошло в театре, поэтому театр мне ближе. Что касается кино, я, скорее, смотрю на него как продюсер, мой взгляд может быть необъективным, потому что я видела все премьеры, я знала всех артистов с детства. Но мои любимые фильмы, это те, что были созданы Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским в начале их работы в кино.

– Зачем заниматься политикой, если вы женщина, любящая театр? Какая связь между политикой и театром?

– Люблю театр, люблю кино, вообще люблю искусство. Быть министром – мой крест, который я с радостью несу на благо развития Культуры.