Информация по семейному праву во Франции

Некоторые практические моменты семейного права Франции: заключение брака на территории Франции, права и обязанности супругов, в том числе в отношении совместных детей, правовые последствия расторжения брака

Во Франции существуют свои особенности семейного законодательства, особенно в части, касающейся прав и обязанностей супругов. Касательно возникновения таких прав и обязанностей необходимо отметить, прежде всего, некоторые практические моменты заключения брака.

Во Франции брак регистрируется в мэрии по месту жительства одного из супругов. Выдается «livret de famille» («семейная книга»). Такой брак, заключенный с соблюдением законодательства Российской Федерации, признается действительным в России. В качестве свидетельства о заключении брака гражданин предъявляет в России «copie intégrale de l’acte de mariage», т.е. интегральную копию свидетельства о заключении брака, выдаваемую мэрией по месту регистрации брака. Такой документ должен быть апостилирован во французском территориальном апелляционном суде и переведен на русский язык. Перевод может быть сделан как официальными переводчиками при апелляционном суде Франции (в данном случае перевод необходимо заверить в российском консульском учреждении), так и переводчиком при нотариальной конторе в России (там же перевод и заверяется). Необходимо отдельно отметить, что во Франции брак, заключенный с целью получения иностранным супругом французского гражданства или вида на жительство, признается фиктивным. При заключении брака во Франции фамилии супругов не меняются. Французское законодательство не наделяет супругов таким правом, в отличие от российского. Мужчина и женщина, заключив брак, носят свои добрачные фамилии. Фамилия мужа лишь отражается во всех официальных документах жены как «используемая фамилия» («nom d’usage») и в таком виде может приписываться к ее девичьей фамилии. Тем не менее, французское законодательство предусматривает возможность присоединить фамилию супруги/супруга к добрачной фамилии. 

После заключения брака у супругов возникают имущественные права, регулируемые законом. Однако, как в России, так и во Франции супруги имеют право выбрать другой имущественный режим путем заключения брачного договора. Совместное имущество супругов – это то имущество (движимое и недвижимое), которое было нажито ими во время брака (кроме вещей индивидуального пользования, а также имущества, приобретенного во время брака в порядке наследования, завещания, дарения). Имущество, приобретенное до заключения брака, сохраняется за тем супругом, который является его собственником. Взыскание по долгам одного из супруга при режиме совместной собственности может быть обращено на общее имущество (за исключением долгов, возникших до заключения брака, а также долгов, возникших во время брака в связи с личными нуждами супругов). Что касается договорных режимов, то согласно гражданскому кодексу Франции существуют следующие режимы:

1.режим общности имущества по договору («la communauté conventionnelle»): супруги путем заключения брачного договора вносят изменения в законный режим общности имущества (например, расширение количества объектов общей собственности);

2.режим раздельной собственности («régime de séparation de biens»): каждый супруг единолично распоряжается своим собственным имуществом;

3.режим долевого участия в приобретенном имуществе («régime de participation aux acquêts»): супруги могут договориться о равных или неравных долях в имуществе, которое ими приобретается в браке.

Супруги, у которых есть общие дети, имеют родительские права, осуществляемые исключительно в интересах этих детей, и несут обязанности по их воспитанию, оказанию им всесторонней заботы. Родитель обязан содержать каждого из своих детей пропорционально своим доходам и ресурсам. Согласно французскому праву обязанность родителей по содержанию продолжается и после достижения ребенка совершеннолетнего возраста (18 лет), если в этом есть необходимость (болезнь или нетрудноспособность ребенка). Для решения проблем, возникающих в связи с осуществлением родительских прав и обязанностей в отношении несовершеннолетних детей, может быть подключен специальный судья – судья по семейным делам, а в тех случаях, когда необходима помощь непосредственно ребенку – судья по делам несовершеннолетних детей. Указанные судьи имеют достаточно широкие полномочия (начиная с контроля за адекватным осуществлением родительских прав, установления порядка общения родителей с ребенком, заканчивая помещением ребенка в приемные семьи, ограничением или/лишением родителя/родителей прав в отношении ребенка). Помимо этого, французское законодательство предусматривает также обязанность супругов оказывать материальную поддержку друг другу (например, в случае если один из супругов не работает, занимается домашним хозяйством), а в случае отсутствия такой поддержки – право супруга требовать ее через суд. При расторжении брака супруг может потребовать от другого супруга единовременную компенсацию, связанную с утратой семейного благополучия, либо супруг может заключить долгосрочное соглашение об уплате ему алиментов бывшим супругом (данное соглашение рассматривается судом). Само расторжение брака во Франции осуществляется исключительно по решению суда (в отличие от России, где в случае отсутствия общих несовершеннолетних детей и/или споров, связанных с правом собственности, расторжение брака возможно через органы ЗАГС). Согласно гражданскому кодексу Франции брак может быть расторгнут в одном из четырех случаев: по взаимному согласию, в случае признания одним или обоими супругами разрыва брачной связи, на основании принципа окончательного разлада супружеской жизни (в случаях, когда совместная супружеская жизнь прекращена и супруги как минимум два года проживают раздельно), по вине супруга/супругов (в случаях, когда серьезное и систематическое нарушение прав и несоблюдение обязанностей влекут за собой невозможность вести нормальную совместную жизнь). Брак считается расторгнутым со дня вступления судебного решения в силу. Кроме того, в праве Франции существует режим раздельного проживания супругов («séparation de corps»), при котором по решению суда супруги, не расторгая брак, живут отдельно друг от друга. В России решение французского суда о расторжении брака признается без инициирования судебного производства при отсутствии возражений заинтересованных лиц. Если брак был заключен на территории России, а расторгнут французским судом, то обязанность супруга/супругов состоит в оповещении об этом факте соответствующего органа ЗАГС России, где брак был заключен. С этой целью в указанный ЗАГС необходимо предъявить легализованный текст решения, т.е. апостилированный в территориальном апелляционном суде Франции и переведенный на русский язык (перевод должен быть заверен российским нотариусом). Во Франции решения российского суда о расторжении брака признаются только после проверки, проводимой компетентным прокурором.

Обращаем Ваше внимание

ПОСТПРЕД РОССИИ ПРИ ЮНЕСКО Э.В.МИТРОФАНОВА: "ПЕРВЫЕ НАБРОСКИ СИТУАЦИИ В ПАЛЬМИРЕ СДЕЛАЮТ СИРИЙЦЫ", "РОССИЯ 24", 27 МАРТА 2016 Г.

ЮНЕСКО приступает к разработке вариантов реставрации исторических памятников Пальмиры. Сколько времени понадобится, чтобы оценить состояние памятников и насколько они повреждены? На вопросы ответила Элеонора Митрофанова, постпред России при ЮНЕСКО.

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В.ПУТИНА КОРОЛЮ БЕЛЬГИЙЦЕВ ФИЛИППУ В СВЯЗИ С ГИБЕЛЬЮ МИРНЫХ ГРАЖДАН В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРАКТОВ, 22 МАРТА 2016 Г.

Владимир Путин выразил соболезнования Королю бельгийцев Филиппу в связи с гибелью мирных граждан в результате террористических актов в Брюсселе. Глава Российского государства осудил это варварское преступление, не имеющее никаких оправданий, которое в очередной раз подтверждает, что терроризм не знает границ и угрожает народам всего мира.

ВСТРЕЧА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В.ПУТИНА С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ С.В.ЛАВРОВЫМ И МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ РОССИИ С.К.ШОЙГУ, МОСКВА, 14 МАРТА 2016 Г.

Президент Российской Федерации В.В.Путин провёл рабочую встречу с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и Министром обороны Российской Федерации С.К.Шойгу, в ходе которой обсуждались вопросы сирийского урегулирования. Президент отдал приказ о начале вывода с 15 марта основной части российской военной группировки из Сирийской Арабской Республики.

ОТВЕТЫ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ С.В.ЛАВРОВА НА ВОПРОСЫ ТЕЛЕКАНАЛА РЕН ТВ, МОСКВА, 10 МАРТА 2016 Г.

Вопрос: На Украине в последние дни происходят нападения на российские дипломатические учреждения: на Посольство России в Киеве, на генеральные консульства во Львове и Одессе. Что сейчас происходит с сотрудниками наших представительств? Есть ли угроза их жизни и здоровью? Как они сейчас живут практически в условиях осады?

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ А.Ю.МЕШКОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ "ДНИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБСЕ", РИМ, 4 МАРТА 2016 Г.

Рассматриваем сегодняшнюю конференцию как важный и своевременный шаг на пути повышения внимания ОБСЕ к миграционному кризису в Европе, анализа возникших проблем и выработки конкретных предложений по максимально эффективному задействованию потенциала Организации для содействия государствам, столкнувшимся с беспрецедентным наплывом мигрантов и беженцев из государств Ближнего Востока и Северной Африки.

ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ О.В.СЫРОМОЛОТОВА ИНФОРМАГЕНТСТВУ ТАСС, 31 ДЕКАБРЯ 2015 Г.

Вопрос: Резолюции СБ ООН по противодействию финансированию терроризма имеют, безусловно большое политическое значение. Но для того, чтобы стать действенным инструментом такого противодействия в них нет главного: не предусмотрена мера ответственности за нарушение резолюций (прямо и однозначно) и не прописан механизм выявления этих нарушений и привлечения к упомянутой ответственности (тоже конкретно и недвусмысленно). Есть ли способы привлечь к ответственности, скажем, Турцию или иные страны, выступающие в качестве «спонсоров» террористических группировок, на основе норм международного права?

ИНТЕРВЬЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РФ ПРИ НАТО А.В.ГРУШКО ИНФОРМАГЕНТСТВУ "ИНТЕРФАКС", 5 ЯНВАРЯ 2016 Г.

Вопрос: Министры иностранных дел НАТО собирались в декабре в Брюсселе. На их встрече не единожды прозвучали слова об "угрозе с востока". В СМИ появились мнения, что эта "угроза" прочно структурировалась в стратегии альянса и останется в ней надолго, если не навсегда. Да и натовские представители заявляют о невозможности "business as usual" в отношениях с Россией. Что Вы об этом думаете?